The Blog

Завершился спецкурс партнеров Линии права в МГИМО «Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и зарубежных финансовых центрах»

Завершился курс лекций и практических занятий 2013 года, посвященных правовому регулированию рынка ценных бумаг в России и зарубежных финансовых центрах. Уже пятый учебный год его проводят партнеры адвокатского бюро «Линия права» Дмитрий Глазунов и Андрей Новаковский для магистрантов, обучающихся по программе «Правовое регулирование рыночной экономики по направлению «Юриспруденция». Занятия открыты и для студентов других факультетов и магистратур.

Годовой курс включал в себя интенсивную теоретическую подготовку по широкому кругу вопросов. Студенты изучали функционирование международных фондовых бирж, виды ценных бумаг, правила проведение IPO, вопросы секьюритизация. Важно заметить, что лекторы являются признанными экспертами своего дела не только в России, но и за рубежом, что позволяло им не просто доносить сухую доктрину до студентов, но и делиться своим ценным опытом и обсуждать новейшие тенденции в изучаемой отрасли права.

Финальным аккордом курса стала деловая игра. Она представляла собой тендер по выбору консорциума инвестиционного банка и юридического консультанта для подготовки и организации сделки по размещению акций компании в ходе IPO.

Магистрантам было предложено разделиться на команды и подготовить от имени инвестиционного банка презентацию о реализации плана IPO компании-концерна «Тракторные заводы» КТЗ на любой из мировых биржевых площадок. Ребята должны были проанализировать финансовое и правовое состояние компании, сформулировать с учетом этого основные проблемы, которые могут возникнуть в ходе IPO, и предложить варианты их решения.

Управляющий партнер Адвокатского бюро «Линия права» Дмитрий Глазунов и партнер Андрей Новаковский выступали в качестве акционеров КТЗ и определяли наиболее выгодное на их взгляд для компании предложение. Студенческие команды представляли вымышленные крупные банки: Premiere Banque Commerciale и Goldman Investment. Магистранты предлагали представителям компании-эмитента свои услуги и убеждали руководство в выгодности своих предложений.

Что же делает деловую игру актуальной и полезной в рамках учебного процесса?

Во-первых, это состязательность команд в условиях максимально приближенных к действительности. Партнеры не давали послаблений выступающим, чтобы процесс выглядел максимально реалистичным, что выразилось в жестких временных рамках и нелегких вопросах по ходу и после презентаций. Как распределить задания между участниками, каким образом скоординировать процесс, чтобы в дальнейшем не было разногласий, и чтобы в результате возможно было бы сформулировать единую правовую позицию? С такими проблемами сталкиваются многие, если не все, руководители и юристы. Условия, смоделированные партнерами, стимулируют развитие навыка работы в команде, чтобы каждый участник был настолько вовлечен в процесс, что мог легко помочь своему коллеге, поставленному вопросом в тупик. Это особенно актуально в рамках рассмотрения такой сложной практической темы как IPO, где переплетаются национальные и международно-правовые режимы.

Во-вторых, конечно же, сам факт осуществления координации процесса профессионалами свидетельствует о том, что деловая игра — это не просто интеллектуальное развлечение, а неотъемлемая часть учебного процесса, в рамках которой студенты имеют возможность закрепить теоретические знания, полученные в объеме курса, на практике. Участники команд постарались провести аналитическое исследование различных налоговых, правовых, финансовых вопросов, непосредственно касающихся процедуры IPO, познакомились в процессе работы с историей и особенностями рынка IPO.

Кроме того, ребята провели анализ биржевых площадок и структуры инвесторов, рассмотрели отдельные этапы IPO, такие как разработка проспекта эмиссии, due diligence, построение книги заявок, роудшоу менеджмента, факторы оценки компаний, коммуникации с рынком в рамках букбилдинга, определение цены и условий размещения и другие. Партнеры указывали на недостатки презентаций, просили пояснить позицию практически по каждому существенному вопросу, а также причину выбора такой позиции. Без внимания не оставались даже мелкие недостатки в оформлении презентаций, опечатки — партнеры не опустили ничего, заметив, что клиент в первую очередь оценивает качественный уровень проделанной работы, а значит, важна каждая деталь.

Подготовка к презентации своего проекта у каждой команды заняла много времени, потребовала упорного труда и проявления аналитических способностей. Экзаменаторы остались довольны итоговым результатом, отметив, что с каждым годом уровень работ повышается. Победу одержала команда, презентация которой, по словам А.Новаковского, выглядела так, словно была подготовлена настоящими профессионалами.

Деловая игра показала, что у студентов-магистрантов за время обучения сформировались такие важные для юриста качества, как умение анализировать большие объемы информации, изъясняться на публике и представлять свои мысли в структурированной логической форме. Вместе с тем не стоит забывать, что для того, чтобы стать профессионалом, над собой предстоит еще работать, причем не только в плане накопления и систематизации правовых знаний, но и в сфере развития навыков аргументации, обоснования и доказывания своей позиции. Кроме того, состязательность процесса позволяет не только посмотреть со стороны на своих коллег, отметить положительные моменты и ошибки в подготовленном ими материале и их выступлениях, но и проявить себя в качестве не просто студента, а юриста-практика. Студенты также высоко оценили данный курс, отметив его как один из самых полезных как с теоретической, так и практической стороны.

Leave a Comment

You must be logged in to post a comment.